Собака-писака

Канал про философию, культуру, городскую среду, аниме и кинематограф. Контент немного weirdo, но окружающая среда страннее
Для связи @Vileykis

Мертвые – исключенная, бессильная категория в современном обществе, права на них заявляет государство, чтобы говорить за них, когда никто не поднимается в защиту. Начиная с Просвещения, в европейском контексте практики умирания, смерти, захоронения дистанцировались от публичной городской жизни. В современной России разрыв достигает критичных масштабов. Мне не кажется, что это является следствием «возращения в средневековье», потому что тогда мертвецы были понятными и близкими для живых. Поговорили с Сергеем Медведевым и Львом Гудковым о месте культе мертвых, месте философии в их исключении, столкновении мифа и политической реальности. Спасибо за этот диалог, надеюсь, получится сформулировать мысли в большой разговор.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
126
Слово о высшем образовании. Продлили дедлайн на онлайн-конференцию о будущем российского высшего образования до 31 декабря, есть прекрасная возможность отправить тезисы в новогоднюю ночь. Академическая миграция продемонстрировала устройство институционального неравенства по признаку формальной доступности для международных институтов. Исследователи, выпустившиеся студенты и преподаватели, обладающие формальными признаками (степенями, публикациями), оказались наиболее привилегированной категорией людей, которые в целом могут адекватно переместиться в новую среду. Конечно, это далеко не всегда легкая прогулка, но удачная по сравнению с другими. Учитывая бешеные усилия многих грантовых фондов и проектов по релокации, сделавших за год чертовски сложную работу. Университетские администраторы и текущие студенты бакалавриата/специалитета оказались в намного более уязвимой позиции. Навыки администрирования зависят от локального институционального контекста, в отличие от наукометрических критериев, общих и усредненных для всех участников процесса. Узкие специалисты, на плечи которых падает значительная часть университетской нагрузки оказались в критичном положении, если не создавали собственную академическую карьеру. Для текущих студентов бакалавров/специалистов ситуация аналогично критичная. Системы международного обмена университетов при всей помпезности совершенно не способны работать внутри программы обучения, потому что стандартизированы они исключительно на бумаге. Самая уязвимая группа – институции целиком, наиболее сложная для перемещения. Сегодня система международной академии проходит проверку на прочность. Пока мы можем только наблюдать, насколько институты готовы справиться с кризисом. Приглашаю к этому и другим разговорам на конференции.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
148
Коллеги делают онлайн-конференцию про российскую социально-гуманитарную науку после войны при поддержке проекта Ковчег. Она пройдет 16-22 января, заявки собирают до 20 декабря. Там много хороших знакомых, исследователей образования, специалистов, давних оппонентов по вопросам, которые сейчас кажутся совсем не важными (но это чувство ложное, которое стоит от себя гнать). Регистрация тут Буду рад встрече, пусть и виртуальной.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
98
Фраза «мир катится в темное средневековье» – оскорбление Средних веков Месяц назад состоялась лекция «Тёмные теории в тёмное время». Готовил разговор о степени моральной ответственности, роли философа в страшное время. Стройное, последовательное рассуждение, основанное на текстах об экологической вине. За пару часов до лекции зашел в случайное кафе, съел пирог из черники, понял, что нужно говорить. Войны, голод, геноцид, военные преступления не случайность, не возвращение к мрачным временам, но следствие Просвещения, индустриализации, экономической модели, сложившейся полтора века назад. Страшно, что мы возвращаемся к той риторике, чтобы найти решения сегодня. Пятнадцать лет назад в западной философии появился ворох новых слов: объектно-ориентированная революция, темная экология, спекулятивный реализм, хтулуцен. Мир был открыт: вещам, химерам, слизевикам, гибридам, технологиям. Философия – песочницей: выбирай стиль, объект, строй онтологию вокруг. Ты создаешь революцию, сынок. Остались отголоски. Драйв, энергия, боль, чувства опустели. Мы живем после проигравшей революции, где вместо новой философии, вернулись старые мотивы. Соприкоснуться с реальностью для реалистичной философии оказалось слишком больно. Почему? Дело в мифе. Наука победила религию с помощью магии. Миф спрятался, отошел на второй план, смешавшись с технологиями, родив на свет нечто жуткое. Поговорили о современных мифах, как они изменили современность, повседневность. Как появились новые культы, почему они стали возможны и настолько чудовищны. Начало разговора в моей лекции, ссылка под постом. Разговор состоялся в рамках проекта Emigration for action – ребята помогают тем, кому нужнее всего.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
126
Ок, это и правда страшно

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
143
Плюс одна причина бояться

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
149
Диалог с охранником: — Пропустите меня, пожалуйста, я куда-то потерял свой пропуск, а face-id тут не работает. — *Ну задолбал меня хрен* (неразборчиво) и как докажешь, что учишься тут? Как мне тебя пустить? — Так я не учусь, я преподаю. — А, извините пожалуйста, проходите, конечно

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
154
Тбилиси. Завтра. 19:00. Читаю лекцию для проекта Emigration for action. «Тёмные теории в тёмное время». Меня до одури злит рассказ Стивена Пинкера, что насилия с каждым годом становится меньше и все это благодаря Просвещению. Аналогично ярость вызывают философы, поднявшие на стяги деколонизацию, чтобы легализовать собственное зло. Возможна ли альтернатива? Попробуем разобраться завтра. Могу обещать, что мы восстановим историю Просвещения, тёмные стороны, цену технологического прогресса и попробуем разобраться, с ощущением жизни между несколькими разными сообществами. Ответ на последний вопрос выйдет только в разговоре, надеюсь он сложится. Хочу всех увидеть завтра в 19:00, Тбилиси, Бетлеми 23.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
84
Сегодня шёл по улице, тут началась вполне себе питерская осень, льёт дождь. Поймал себя, что напеваю. Оказывается, комментарий к моменту. https://youtu.be/lTo2H9UhtYI

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
72
Когда он скончался, парижане подхватили гроб и спустили по рукам живой реки от дома до кладбища. Люди пели, кричали la Javanaise, Джейн Биркин забросила плюшевую обезьянку к покойному. На могилу приходят поклонники, курят без фильтра, читают Бодлера, который смог стать провокатором и столетие спустя.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
108
Послезавтра стартует лаборатория "Дома лучше". Прием заявок ещё ведется. Это первый крупный проект в образовательной программе Tselinny.studies. Гражданское образование - редкий стержень, который становится опорой разных сообществ в темные времена. Наивно создавать университет, посреди мирового пожара, но внутренне кажется, что так правильно. Словом года станет "деколонизация": тему муссируют публичные эксперты, которые продают мнение в качестве академического знания, исследователи, которые под видом философии освобождения торгуют "колонизацией наоборот" или "колонизацией по-японски", если вспомнить исторический контекст. Мы строим ценностно иной проект на пересечении миров, направлений, линий. Отвечая на локальные вызовы не забывать о большом мире, в диалоге с которым придется существовать. Мы здесь. Мы создаем публичное образование. Следите за обновлениями. P.S. - на фото закатный вид на Алматы из офиса "Целинного", скоро будет новый день.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
113
Музыка этой осени https://youtu.be/n_axmYF2q1E

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
167
…А в самой-самой глубокой глубине, куда не проникает луч света, между этими двумя всегда висит страшный негласный договор, заключенный памятью Ваймса Цареубийцы. Ваймс - не просто щит Витинари, он его страховка от безумия, от самого себя. Топор Ваймса остался вонзённым в стол в Крысином зале не только чтобы пугать посетителей - он там, чтобы напоминать Витинари, что если он сойдет с ума, Ваймс сделает то, что необходимо. Защитит город от Витинари, если понадобится. Потому что Витинари знает, что именно на нем сходятся все нити управления городом, и он сам - единственное уязвимое место. Даже когда он не доверяет себе, он может довериться Ваймсу. How awesome is that.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
206
Vimes returned one that said: Nothing." …и, конечно, что бы ни говорили они оба, им ужасно весело друг с другом. Самое важное они понимают без слов, поэтому actual conversations состоят из красивейшего, тончайшего взаимного троллинга, которым оба явно наслаждаются: “What would you do if I asked you an outright question, Vimes?” “I’d tell you a downright lie, sir.” - Thud! "‘Can’t argue with the truth, sir.’ 'In my experience, Vimes, you can argue with anything.’ - Jingo ‘Sometimes,’ said Vetinari testily, 'it really does seem to me that the culture of cynicism in the watch is…is…’ ‘Insufficient?’ said Vimes. - The Fifth Elephant Тролли. Блистательные, тончайше настроенные друг на друга тролли. Витинари только с Ваймсом обнаруживает, что умеет шутить. В смысле - шутить не только для себя. В Витинари умер блестящий стенд-ап-комик, просто обычно вокруг нет никого, кто понимает его шутки... (Леди Марголотта, пожалуй, но для такого юмора даже клик-сообщения слишком медленные). …вот тогда-то и становится заметно, что они тихо, почти не признаваясь в этом даже самим себе, восхищаются друг другом. Ваймс восхищается “Каково это - быть у Патриция в голове” еще в “Страже”, и потом частенько повторяет (“Так вот как Витинари думает все время”) и откровенно косплеит Витинари в “Снаффе”. Витинари передает свое восхищение наградами и повышениями (которые Ваймс терпеть не может), но иногда проговаривается, например, Драмнотту: “На кого бы вы поставили?”. Мы же помним, Пратчетт же столько раз это нам повторяет, чтобы мы точно не забыли: Витинари задает вопрос только когда уже знает ответ. Он сам всегда, всегда ставил бы на Ваймса. Много-много лет пройдет, и однажды даже Витинари произнесет вслух свое “Я вам завидую”. …А на самом глубинном уровне они доверяют друг другу, и это тем более ценно, что эти двое не доверяют никому вообще - поэтому, когда редко-редко эти двое начинают играть вместе - дрожит Диск. Потому что они так долго учились играть друг против друга, что понимают друг друга с полувзгляда и просчитывают на много-много шагов вперед, поэтому умудряются координировать свои действия на почти сверхъестественном уровне… “Патриот” тому блестящий пример: пустое письмо, отправленное Витинари Ваймсу - они понимают друг друга даже не с полуслова, а без слов вообще. И в вопросах жизни и смерти они безусловно полагаются друг на друга: как Витинари доверил Ваймсу судьбу своего плана с Лешпом с помощью одного лишь пустого письма, как Ваймс доверился Витинари и арестовал его по его же просьбе. Кстати, это не ошибка, в этом моменте именно Ваймс доверяется Витинари: позволяет Патрицию разыграть его, Ваймса, как пешку, вслепую - а ведь Витинари заставляет его сделать то, что с точки зрения Ваймса абсолютно неправильно примерно во всех отношениях. Хотите понять, что в этот момент чувствует Ваймс? Представьте, что ваш лучший друг приходит к вам с трупом через плечо и говорит: «Можно этот труп полежит у тебя в холодильнике до завтра? Я обещаю, что все будет в порядке, только не задавай никаких вопросов». Что бы вы сделали? А Витинари пришёл к Ваймсу не с трупом, а с протянутыми в наручники руками. Нормальная реакция Ваймса-импровизатора, Ваймса-не-приемлющего-авторитетов - взбунтоваться и поступить по-своему, бросить значок на стол и пойти вершить справедливость. Но тут он понял, что это именно тот момент, когда нужно позволить Витинари вести свою игру, даже если ему лично она кажется безумием. Вот это самое восхитительное между ними. Ваймс бесится, когда его используют “втемную”, но Витинари единственный, кому Ваймс доверяет это делать, доверяет себя как пешку на доске. А Ваймс единственный, кому Витинари - который не доверяет никому - доверяет свою спину, а вместе с ней - и город, который для Витинари куда дороже собственной жизни.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
180
Из всего Терри Пратчетта я больше всего люблю цикл про Стражу, а из всего цикла про Стражу - отношения Ваймса и Витинари. Нет, серьезно, эти двое офигенны. Они обречены постоянно наступать друг другу на самые больные мозоли, не всегда даже намеренно, а просто самим своим существовованием, потому что несовместимо-противоположны абсолютно во всем: в целях, методах, взглядах на мир… Начинаются их отношения хуже некуда. Начало, по большому счету, типичное для романтической комедии: с конфликта и ошибочного первого впечатления. Причем - огромное удивление, когда это обнаруживаешь десять книг спустя - с ошибки Витинари. Который был еще сравнительно молод, сравнительно неопытен (боги, в "Страже" он ещё даже способен раздражаться по пустякам!) и куда более окружен врагами: не было еще “моего дорогого друга Короля-под-Горой”, не было “нашего надежного партнера - Алмазного Короля троллей”, не было преданного хулигана Мойста фон Липвига во главе финансовой системы, а главное - не было самого верного на свете терьера во главе Стражи, чтобы прикрыть спину. Только леди Марголотта - далеко в Убервальде, куда и телеграф-то еще не провели, а почта (в ожидании Мойста) ходила долго и нерегулярно, да декан Чудакулли, с которым особо по душам не побеседуешь. И сплошной серпентарий, готовый в любую секунду наброситься, вокруг. С высоты каких-нибудь “Незримых академиков” даже страшно подумать, как Витинари тогда был одинок. Патрицианство явно стало куда более легкой работой за те десять лет, что прошли между “Стражей” и “Академиками”. Но я отвлекся. Я хотел сказать, что в начале их официального знакомства Витинари был молод, менее опытен, менее уверен в себе и в своем положении. И потому, видимо, ошибся в Ваймсе - сломал его, отобрав у него значок. Недооценил веру того в идею Стражи как защитников справедливости. ‘Oh, yes. Yes. And you hope that if you wind a spring one way, all its energies will unwind the other way. And sometimes you have to wind the spring as tight as it will go,’said Vetinari, ‘and pray it doesn’t break.’His expression changed. ‘Oh dear,’he said. ‘Pardon?’said Leonard. ‘He didn’t thump the wall. I may have gone too far.’ Усугубляется ситуация их неудачным социальным соположением. Ситуация: формально Витинари начальник Ваймса - притом, что Ваймс питает патологическую ненависть к авторитетам и политике, поэтому необходимость подчиняться политику его бесит… …но, будучи умным человеком, он вынужден признавать, что в конечном итоге для всеобщего блага лучше, чтобы он следовал за Витинари… …который тоже бесится, потому что Ваймс, строго говоря, гарант его власти как Патриция - но Витинари контрол-фрик, он предпочитает все знать и все делать сам, и для него невыносимо знать, что дело всей его жизни находится в руках неуправляемого импровизатора Ваймса… …однако, будучи умным человеком, Патриций понимает, что импровизации Ваймса, как правило, гениальны и гораздо лучше всего, что он сам мог бы спланировать и срежиссировать . Все их общение и сотрудничество - одна сплошная борьба с собой, причём с обеих сторон. Отсюда их постоянная ругань, она же тонкая психологическая игра: Витинари приказывает, Ваймс все делает по-своему, Витинари ищет способы приказать так, чтобы ваймсовское “по-своему” вышло в итоге именно так, как ему надо, Ваймс находит новые способы поступить неожиданным образом, и т.д. А поскольку оба - крайне умные люди, то эта конструкция регулярно приобретает новые уровни “я знаю что ты знаешь что я знаю”, пройденные уровни становятся предметом тайных общих шуток, и все превращается в захватывающую игру, которую оба втайне обожают, а все остальные люди в мире оказываются совершенно никудышными спарринг-партнерами… …В результате чего через некоторое время они начинают общаться вообще без слов. Thud!: "He gave Vetinari a look that said: If you take this any further, I will have to lie. Vetinari returned one that said: I know. “You yourself are not too badly injured?” the Patrician said aloud. “Just a few scratches, sir,” said Vimes. Vetinari gave him a look that said: Broken ribs, I’m certain of it.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
155
Большинство произведений искусства, создаваемых в периоды потрясений - посредственные. Распространение интернета и возможность горизонтальных коммуникаций выплеснуло наружу массы, сосредоточенные в коллективной чувственности. Подобно неприятной пленке, которая оседает по стенкам чашки с недорогим чаем, обычно незаметной, но образующийся в тревожные времена – когда чай не пьют целиком. Автор уверен, собственные эмоции, вываленные комом на Другого, обладают неповторимой аурой подлинного произведения искусства. Чувства не подделать, более того, их разделяет большинство, поэтому вот она – правда жизни. Появляются бесконечные стихи в жанре «кровь, вина, убийства, война»; карикатуры из интернета «со смыслом», круто быть «особенным»; бесконечные инсталляции, где автор не понимает разницу между метафорой, метонимией и аллегорией (я, честно говоря, сам плохо вспоминаю). В порнографических фанфиках больше «подлинности», чем в подобном искусстве. Горизонтальные медиа позволили этому потоку обрушиться из личных альбомов и записных книжек на толпы случайных потребителей. Оказалось, им нравится подобное. В тёмные времена иногда рождается большое искусство. Редкие художники обнаруживают несостоятельность желания выкинуть переживания в публичное, прикрывшись простой метафорой. Бертольд Брехт, Курт Вайль, Ярослав Гашек, Йозеф Хеллер создают злое искусство, которое не пытается «играть в правду», а издевается над абсурдом ситуации, создает сказочные декорации, брыкается, смеётся, пока не пришлось плакать. Думаю, в скудное время искусство не должно бояться быть злым, сатирическим, смешным. Показать свои эмоции – самое простое, которое ежедневно совершают миллионы человек. Показать нереальность происходящего, столкновение внимательного наблюдателя со слетевшей с колес бессмысленной бюрократией, вместо фиксации собственного страха перед ней – чертовски тяжелая задача. Сегодня нужен автор, который мог смеяться, когда немецкие нацисты выгнали его из особняка.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
190
Банальное и небольшое напоминание. В лучшие годы я мог её даже исполнить на фортепиано, сейчас не могу. https://youtu.be/Of2bofp8ND0

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
203
Сегодня обсуждали со студентами «Экскурс о чужаке» - обычно это дежурный текст рядом с «Большие города и духовная жизнь» в начале курса социологии города. Студенты учатся видеть разницу между городским и сельским сообществом не только в плотности, но ценностях, картине мира, коллективных чувствах. Чужак – человек-функция. С одной стороны, к нему вполне можно обращаться за какими-то делами, но с другой – сложно выстроить полноценные отношения. Бильбо после путешествия становится чужаком для Шира. Чужак легко превращается в варвара. Зиммель использует латинское наименование существа, исключенного из «римского мира», которое лишено общечеловеческих черт и может быть уничтожено, куплено, отправлено на убой впереди легионов, либо обучено быть человеком. Подобный статус лиминального, пограничного, под давлением солидарности превращает чужака в "существо". В больших городах практически все – чужаки.

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
317
Шутка максимально тупая, но кажется, актуальная

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
152
Вышел Topos с номером про game studies. Там много классных статей. Я должен был написать туда текст, но, обстоятельства были сильнее В другой жизни делаю сценарий для очередной «игры-мечты-которая точно-должна-окупиться» про четырёх седеющих друзей в сеттинге старомодного фэнтези приключения, где решения принимаются не горячими подрдостками, а исходя из опыта одиночества, компромиссов с совестью, осознания собственной банальности и чувства, что лучшее осталось в прошлом. Думаю, игровой опыт, который мы заслуживаем

Не удалось загрузить видео

Открыть в Telegram
203