Орден Кромешных Поэтов Сокрушительные слова и сокровенные поэты последних дней. «Пронизывающий трансцендентальный ветерок», перемахивание изгороди ада, речь совсем о другом. Поэтическая трансгрессия в запредельное на невозможных парусах.
ДАНИЛ ФАЙЗОВ такие в этих учрежденьях тени что очередь смущается сама как падающий в бездну человек за что за что ты следующий вроде тогда же человеческой природе был отдан пламенный приказ не совместимый с человеческой природой ждать договариваться ближнего понять пропущенное время отражалось на слепеньком табло опаздывающие к стенке жались бумажки складывались под стекло напротив нас стояли люди это люди их лето между пальцами текло 24.08.22
СЕРГЕЙ ЛЕЙБГРАД лучи танцующего света в балетных пачках облаков на свитках ветхого завета на стогнах призрачных веков день начинается воочью уже как будто без тебя зачем ты выл сегодня ночью собачью холку теребя хрипел карету мне карету курил цепляясь за огонь за сигаретой сигарету и пепел стряхивал в ладонь никем не призванный на третью войну кривлялся взаперти страна что послана за смертью вне зоны действия сети 29.11.2022 (опубликовано)
ВЛАДА БАРОНЕЦ я больше не узнаю́ местá на фотографиях с ними что-то произошло голый ребёнок ползёт по траве это клайпеда мне говорят берег москвы с книжными лавками но почему всё по-немецки возможно меня хотят обмануть или я их обманываю поля лаванды поля кукурузы кто встречал меня в этих местах кого я встречала в сарайчике прятала пользуясь доверием местных я уверена существуют карпатские горы синий забор с собакой несут укроп накрывают на стол но как это выглядит на фотографиях ползает голый ребёнок за столом меня не узнаю́т 16.01.2023
СЕРГЕЙ ШЕСТАКОВ что мы забыли в этом календаре? страх, заставляющий не говорить — мычать, зло, никогда не знавшее о добре, свет, на котором каинова печать, сладость гниенья, радость в мертвецкой жить, сбыться ничем, воплотиться никем нигде, время не перештопать, не перешить, не обмануться собственной наготе, явь обрывается в непоправимый крен, топи такие, что не поможет гать, ганна рисует солнце под вой сирен, дай же ей, дай же ей, дай ей дорисовать. 20.01.2023
Коротко говоря, я верю в власть слова, и своего тоже: люблю смотреть, как ей, власти, нечем питаться, как она тает и умерла. Василий Бородин, из сборника короткой прозы «Хочется только спать»
ЕЛЕНА МИХАЙЛИК При 90 градусах прямой угол – кипит, На любой доске, при любой задаче, конденсируя и разогревая воду, Пока дежурный десятиклассник, растрепан и деловит, Не сотрет его, плотно прижатой тряпкой отрезав путь кислороду. В школе светло как в прозрачной пустой квартире, Летней, хотя зима так давно и прочно дана, Что на нее, как на условье задачи, можно сослаться. Капелька кипятка уже холодна. Учитель считает синус – снова четыре: «Значит, ошибки нет. И правда – война. Осторожно встаем и медленно выходим из класса.» 20.01.2023
Мария Ботева * * * у снусмумрика вдруг появился отец очень старенький очень больной очень кашляет капризничает брызжет слюной снусмумрик не успевает пелёнки менять не успевает заваривать чай приносить в постель папа снусмумрика не хочет спокойно лежать то поговори со мной то дай мне тебя обнять посмотреть на тебя мой ты или не мой нет похож похож вот и царапина на курительной трубке с того же края одна другая как на моей бывает снусмумрик нервничает уже давно пора выдвигаться в путь но папа папа ни охнуть и ни вздохнуть и ни уйти никуда никуда ни в осень дождливую ни в большие снега не податься в бега а надо надо бы вот и морра объвила большую охоту который месяц без остановки независимо от того кто ты она тебя заберёт своим животом прижмёт к земле приморозит подует посмотрит в глаза и вот тебе и конец пора пора не до жиру в любые края убегать но папа папа снова просит его обнять снусмумрик думает куда мне тебя девать отец куда мне тебя девать свалился на голову а зачем не оставаться же здесь совсем совсем здесь уже нельзя и чем дальше тем будет хуже не убегает слушает за палаткой шаги там топают муми тролли собирают на зиму хвою их семейство не трогает ни царизм ни ковид ни коммунизм клятый ни кличка евнух ни слово пархатый скажете такого не было что ли да было было но от них отстало к ним ничего не пристало как это им удаётся на все расспросы муми-папа только смеётся и продолжает жить как будто нет ничего вокруг ни межа-парка ни тёмного леса ни этого кругом ужасного тёмного мрака и за спиной ни исторического ни филфака как будто ты чистую доску из дома горящего вынес но что же думать об этом снусмумрику совсем некогда снусмумрик берёт бумагу и чертит вертикальную линию слева рисует плюс справа рисует минус думает пока не сделаю с этого места не сдвинусь но ничего не пишет мешает какой-то звук шуршание непрерывное приближается морра приближается время разлук морра подходит к палатке карандаш падает из руки снусмумрик сглатывает слюну набирает побольше воздуха спрашивает ты к кому спрашивает ты за кем морра таращит глаза отвечает пришла вот о нет говорит снусмумрик о нет закрывает голову спальником не убегает (Личный блог автора) #выбор_Нины_Александровой
ТАНЯ СКАРЫНКИНА ВО СНЕ БЫЛА Во сне была мне мостовая из булыжника дождём умытая по ней я к старшей тёти дому подошла в виде девочки там у них возле забора росла вишня дальше у дорожки груша посреди двора раскидистая яблоня под яблоней скамейка я мимо несуществующей вишни несуществующей груши подошла к скамейке под несуществующей яблоней закурила пепел роняя в снег. 10.01.2023
АЛЕКСАНДР МЕСРОПЯН когда мы были до войны <…> ⠀ делов то ᅠᅠ выбрать несколько слов из нескольких слов пока безветренно и светло сгрести растерянную листвуᅠв костер или в несколько костров ᅠ как получится или как захочетсяᅠкак скажешь ᅠ я поверю я до сих пор на всякий стук открываю двери не глядя в глазок ᅠ а так ᅠ как повезет за дверью дым ᅠ или нет никогоᅠ дворᅠдорожка в сад-огород и на каждое тихое вот и всеᅠтут найдется тихое все пройдет ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ кому пирамидальны тополя кому раскидисты ᅠ а то и серебристы и всем одна беспрекословная земля сквозь песен транспонированных в ля минор кабацким вусмерть гитаристом чтоб было проще тосковать за жизнь за всю любовь никчемную ни разу но всякий раз такую хоть ложись да помирай ᅠ и лучше весьᅠи сразу ан нет кому темны его дела кому ясны как деньᅠну илиᅠ вечер пожалуй вечер ᅠтам жужжит юла там пахнет молокомᅠи время лечит там тополяᅠпрозрачные дотла и верить вроде есть во что ᅠ и нечем 18.01.2023
АННА ГОРЕНКО Где ночь отвесная в падении свободном ни перьев золотых ни каблуков там гладь небесная еще надежней водной смыкается и не дает кругов второе солнце смерти поднималось железное над городом. Но мы не слушая его опять пытались прикрыться пыльною одной полой зимы одним ее невнятным одеялом от собственных холодных светлых глаз вторая стража смерти всё кричала по имени не забывая нас Всё отделенное страницею, двумя ли, всё неопасное невидимо. Усни, чума идет по улице. Едва ли после войны ты вспомнишь эти дни
Большое горе: в ночь на 21 января умер Олег Бабинов, замечательный поэт и чудесный человек. Светлая память. Помочь семье Олега можно, сделав перевод на карту Сбера: 4276380079011404 (Татьяна Самойлова) ИОВ В какой-то момент становится все неважно, в какой-то момент становится все честней, становится все ясней, откровенно, страшно, в какой-то момент становится без корней. Идешь как всегда, да нет под ногами почвы, а ключик в спине завинчен, теперь вперед, и нет ни письма, ни даже надежной почты, и ничего никогда тебе не придет. В какой-то момент не важен ни смысл творенья, ни милостив ли Господь или суров, в какой-то момент не важно, куда падет ударенье на имя твое — Иов или Иов. - - - - - - - - - - - - - - - *** Прибавляю, отнимаю, скоро стану убывать, но никак не понимаю, как мы смеем убивать. Как вот тот, кто был младенцем, кто сопел, уча урок, душит банным полотенцем, нажимает на курок? Вот жила-была принцесса, ей навстречу — серый волк. Сказки Битцевского леса. Составитель — Святополк. Тут — командующий "градом" — поражает брата брат. И командующий адом поражающему рад. Всё бы отрокам резвиться! Хворый Митя разбежится, поскользнется — и на нож. Сколь верёвочке не виться, чем нам Углич не столица? Чем тебе, душа-орлица, на какой бы пожениться, я, убийца, не пригож? Пну обугленного берцем — так и надо грязным шмерцам. Как вот тот, кто был младенцем и цеплялся за сосок... Ах, Освенцим, мой Освенцим, ты не низок, не высок. - - - - - - - - - - - - - - - РЯДОВОЙ РАХМАНИНОВ Не жалей ни меня, ни прочих нас — мы родом из века каменного, но, Господи, слава Тебе, что спас рядового Рахманинова! Мы пошьём войну на любой заказ — хоть тотальную, хоть приталенную, хоть со стразами, хоть без всяких страз, необъявленную, отравленную. Санитар, санитар, не тяни, бросай — не того потащил ты раненого. Не спасай меня, но во мне спасай рядового Рахманинова. 2015 - - - - - - - - - - - - - - - МЫШКА вот идёт счастливый человек и вокруг взирает без опаски, а за ним — несчастный человек (у него слезящиеся глазки), а за ними — голый человек даже без набедренной повязки, а за ними — первый человек в старой гэдээровской коляске, а затем — последний человек, за повозкой, за последним хаски Пушкина весёлого везут, Гоголя усталого везут, Мусоргского пьяного везут, боярыню Морозову везут, мамонтёнка Дмитрия везут, чтобы заморозить нас во льду. И к стене, приклеенной ко лбу. Вот приходит младшая любовь, чтобы печь из человека пышку. Вот приходит средняя любовь, над повидлом вкручивая крышку. Вот приходит старшая любовь, превращая человека в мышку. тихо тихо к сердцу и уму я тебя любимую прижму
Друзья, уже в этот понедельник ждём вас на сдвоенном поэтическом вечере Андрея Черкасова и Ульяны Барановой со сборами пожертвований для комитета «Гражданское содействие». Встретимся в «Книжном в Клубе» в 19:00. – Регистрация на Timepad – Мероприятие в facebook А сегодня перечитываем материалы Андрея Черкасова, опубликованные на «Флагах»: → Поэма «Восьмиугольный разряд» в шестом номере (с предисловием Павла Заруцкого); → Поэма «Иоганн себастьян бак...» в «Дайджесте» (с предисловием Владимира Друка); → Подборка стихотворений «Ловушка для сумерек» в четырнадцатом номере; → Текст, написанный в рамках проекта «Стихи на заказ» по запросу «Стихотворение-приманка для маленьких животных». * Андрей Черкасов Текст, написанный в рамках проекта «Стихи на заказ» по запросу «Стихотворение-приманка для маленьких животных» *** едва заметное движение возле пустого источника звука индивидуально упакованное чувство нарастающего беспокойства опрокинутый стакан последней листвы шар со снегом на голом склоне
Завтра в Москве — благотворительный поэтический вечер проекта «Флаги»:
КАТЕРИНА КАЛИТКО /перевод с украинского: Станислав Бельский/ Похоже на кукольный домик, мы играли такими. Крошечные мебель и сервизы, занавески из лоскутка платья, плитка из конфетной фольги, пластилиновые шарики яблок на подносе, меховые клубочки животных. Половинчатое пространство, которое мы якобы давали куклам для обустройства и жизни, на самом деле оставляя открытым, уязвимым и контролируемым. Только ведь люди, люди. Всё так уменьшилось: если посмотреть сверху, люди мелкие, как зёрна. Посеянные в землю между холодом и огнём, вторую ночь кричат из-под крошеного бетона, что им рано ещё прорастать. Потом некоторые умолкают. Издали раздается щедровка, приглушённая сиренами спасательной службы. Есть иллюзия дома. Нет возможности дома. Никакого дома, кроме собственного тела, да и то ненадолго. Я люблю тебя и не буду вспоминать, что раньше было. И оставлю для тебя под соседским ковриком самое дорогое: последний ключ от моего дома, которого скоро может не стать. Может, уже и нет. 15.01.2023 - - - - - - - - - - - - - - Схоже на ляльковий будиночок, ми такими бавились. Крихітні меблики і сервізи, фіранки з клаптика сукні, плитка з цукеркової фольги, пластилінові кульки яблук на таці, хутряні клубочки тварин. Половинчастий простір, який ми наче давали лялькам для облаштування й життя, насправді лишаючи відкритим, вразливим і контрольованим. Тільки ж люди, люди. Все так змаліло: якщо згори подивитися, люди дрібні, як зерна. Посіяні в землю між холоду і вогню, другу ніч кричать з-під кришеного бетону, що їм рано ще проростати. Потім деякі замовкають. Здаля лунає щедрівка, приглушена сиренами ДСНС. Є ілюзія дому. Немає можливості дому. Жодного дому, крім власного тіла, та й то ненадовго. Я люблю тебе і не пригадуватиму, що раніше було. І залишу для тебе під сусідчиним килимком найдорожче, що маю: останній ключ від мого дому, якого скоро може не стати. Може, уже нема.
ГЕРМАН ЛУКОМНИКОВ луч света в тёмном царстве разрезал всех на части 28.05.22
РОСТИСЛАВ ЯРЦЕВ Мне всё равно, куда меня положат ужасным неотëсанным бревном, но припаси душе на обжиг чумазый храм и одичалый дом. Рассудок укачает чудо живого жадного огня: печёт печаль, растëт посуда из никудышного меня. Когда пошла такая пьянка смеяться в темноту, дыши, душа-венецианка, старайся, стеклодув! 20.01.2023
САНДРА САНТАНА /перевод Андрея Сен-Сенькова/ Рядом с моим домом был железнодорожный путь для заболевших поездов, которые раз в неделю проходили мимо, кашляя и прихрамывая. Тогда дни были похожи на огромный моток ткани, раскатывающийся до самого горизонта, а дети находили тихие камни – различной формы и размера – говорившие друг с другом о всяких глупостях, но маленькие руки, бросая их, с трудом понимали, о чём речь. И этот язык (он единственное, что было ощутимо и прочно) умирал в конце, словно обезумевшая мышь между рельсами.
ГЕННАДИЙ АЙГИ а как эта боль появилась? ты так уходила как будто от жил отнимала ты руки и с каждым уходом они выявлялись все больше и потом обнаружилось сердце о котором я просто сказал: «болит». а где-то покоилось время существуя как воздух само по себе и стал я впервые ему принадлежать когда я узнал что я горестный след твоей обособленной памяти детской и нынешних снов во мне без желанья оставленный во время свечения крови и жил что и сам я — лишь память для всех — навсегда — о тебе — перед богом.
РОСТИСЛАВ РУСАКОВ поставишь сочувствующий смайлик и кажется немного легчает цифровизация добрая тётушка из дома напротив успокоит участливым голосом как мне жаль что ты это чувствуешь твоя реакция очень важна и конечно же принята во внимание а твои переживания имеют огромный смысл можешь на этом начать успокаиваться ты приложил усилие потратил своë драгоценное время вознëс посильную для современника жертву на довольно эргономичный карманный алтарь часть базовой личной энергии уже отправлена по биосферным каналам куда надо система работает будь уверен эти бедные синие пальчики окровавленные сердца и слëзки луночки удивлений и праведный гнев они освобождают тебя от чрезмерной ответственности от незаметной работы от молитвенной обороны от твёрдого следования убеждениям здесь и сейчас вопреки риторическим конструкциям действуй по силам система позаботится о тебе вот закончится солнце немного зарядишься на пружинной станции подзарядки и нормально ничего что не фулл так даже лучше батарейка должна быть немножко голодной о если ты чувствуешь силу в себе и как бы некоторую даже полноту святости что ж подписывайся жми колокольчик и можешь написать поддерживающий комментарий так рейтинг контента становится чуточку выше 11.01.2023
МАРИЯ МАЛИНОВСКАЯ темнота. в темноте. две половинки зелёного цвета ночи двойные окончания слов. вторая поверхность. может, и на ней есть жизнь и никто не узнает сколько твоих глаз навсегда закрылось, прежде чем твоё тело открылось тьме там, где нашли труп ребёнка, нашли ребёнка он был другим и отрицал свой труп тело это совершённое убийство взгляд это способ оплакать помрачение дня, ты настало. и в тебе шатается человек его приливами отчаяния управляет луна если она всё ещё есть, когда светит перекаты энергий. сгустки будущих жизней ударяют в живое и оно гибнет или выходит из себя обратно вернуться не может родиться тьмой. что это значит? тьма пополняема? как иначе выйти из неё? блуждающее пространство. как его поймать? или сохранить иллюзию пребывания ходят слухи, что темнота это флейта из меланезии с десятком невидимых трубок они молчат по ним скачут крысы тяжёлые звучные крысы но так ли это? имя не даётся никому, с тех пор как потеряло человека а вместе с ним способность называть выстреливает холостым обращением хочет уничтожать, потому что само ничто или всё по-другому, и убить нельзя, а можно только обращать в другого играли в смерть двое детей и проиграли друг другу. вернее сдались. там, в разрыве воды зрачок темноты с иглой света песня рыбы-иглы, потусторонняя песня, входящая прямо в кровь. кровь стынет 17.01.2023
Читать означает переводить, ведь не существует двух людей с одинаковым опытом. Плохой читатель — как плохой переводчик: он интерпретирует буквально, когда ему следовало бы перефразировать, — и перефразирует, когда ему следовало бы интерпретировать буквально. <...> В большинстве случаев мы как читатели похожи на тех хулиганов, которые пририсовывают усы девушкам на рекламных плакатах. Уистен Хью Оден
МИХАИЛ ГРОНАС и опять: меня у меня не отнять да кто ж отнимает? человека такого – нема все же всё понимают просто – зима белые ладошечки на голову кошечке потрогала под окнами продрогла и подохла или умерла и все дела а ты такой бояка ляг-ка в доме тепло окна заделаны ватою двойное стекло матовое – граница на замке - - - - - - - - - - - - - - - из книги «Дорогие сироты,» (2002)
Татьяна Бонч-Осмоловская *** девочка в поле играет на флейте и звуки взлетают к небесному своду не знавшая горя страха войны от роду в школьной форме волосы убраны в косы заплетены до пояса белой лентой девочка в поле играет на флейте девочка в поле играет на флейте мелодия вьется песчаным смерчем вплетается в дым выступают слезы хор цикад из окопа ангелы полулежа палят красотой от бедра картечью девочка в поле играет на флейте девочка в море играет на флейте кораблю туда не войти мореходу не найти крова последнему сброду протяни руку без жалости без сожаления разверни полки на рассвете на ангелов змей пауков непогоду в центре бури слушай замри ближе раскаты грома в слезах в тоске в тротиловом эквиваленте девочка в море играет на флейте девочка играет на флейте босиком примотанная к громоотводу в военной форме на краю мироздания в заключительные моменты задыхаясь закрываясь от ветра на последнем изводе прилипая губами к замерзшему инструменту девочка играет на флейте девочка в небе в засохшей крови земли от восхода до заката продолжает играть на флейте ошметки звуков вырвались на свободу девочка не подчиняясь уже указу вбивает клин в легкую твердь возьми скажем сожженный куст лестницу в небо не смотри ступени тают растаяли растут росли слышите в уголке в вышине не жалейте девочка в небе играет на флейте девочка в поле играет на флейте и звуки взлетают к небесному своду кто-то ведь должен играть восходу раздвинуть занавес заглянуть на ту сторону раскрывая звуками флейты как в смерти как в родах ворота разогнать стаю плачущих карканье ангелов увидеть верблюда город орла и корову девочка в поле играет на флейте и звуки взлетают к небесному своду (Авторский блог) #выбор_Анны_Голубковой
ЛЕОНИД АРОНЗОН Всё ломать о слова заостренные манией копья, в каждой зависти чёрной есть нетленная жажда подобья, в каждой вещи и сне есть разврат, несравнимый ни с чем. Вот на листьях ручей. Так давай говорить о ручье. Вот на листьях ручей. Это ранняя влага и свет. Я смотрю на тебя, отражённого в дикой траве. Просыпаться? Зачем? Ты во сне наклонишься к ручью. Я тебя ничему так до смерти и не научу. О, забейся, как лист, и, схватившись за ветвь, наклонись, всё скользя по траве, и цепляясь, и падая вниз. О, язык отраженья, о, вырванный с мясом язык, повторяешь с трудом зазубрённые кем-то азы. Вот на листьях ручей. Ты к нему наклонись не дыша. Безглагольный зародыш под сердцем, всё та же душа. Вот на листьях ручей. А над ним облака, облака. Это снова скользит по траве, обессилев, рука. Будут кони бродить и, к ручью наклоняясь, смотреть. Так заройся в ладони и вслушайся: вот твоя смерть. 1962
ИРИНА КОТОВА СЕЙЧАС снег как молочные зубы растущие вкривь и вкось мама снимает белые занавески с окон для маскировки пушек-машин-солдат бьется в стекло плодами спиленная в прошлом году рябина слышу своим позвоночником тьму кромешную тьму впитываю сердцем своим чернозём чёрный такой чер-но-зём он чавкает новогодней нелепицей снега крови и занавесок рифмует смерть с подсолнечными полями вселенную рвёт туманностью на блеклые фонари слишком много палёной водки в провалах окон слишком много бессмысленных смыслов щипанные рождественские мужчины словно гуси на царский стол ложатся поджаренными телами челядь волнуется кто любит — крылья а кто-то — грудку морги моргают лампами денно-нощно нет им покоя ждут и жрут женщины цедят терпкий вакуум нелюбви выплёвывают на снег молочные зубы нерождённых детей 17.01.2023
В январе вышел альбом «После России» — трибьют современных российских музыкантов поэтам «незамеченного поколения» — молодым авторам первой волны русской эмиграции. В этом выпуске «Между строк» Лев Оборин говорит с продюсером этого альбома, режиссёром Ромой Либеровым, о стихотворении Бориса Поплавского «Флаги» (в альбоме песню на это стихотворение исполнила группа Tequilajazzz). Почему те, кто пишет о Поплавском, всегда говорят о его поэтической генеалогии, что означает у него образ флага, как тема присутствия смерти за карнавалом жизни рифмуется с судьбой поэта? Apple Podcasts: https://clc.to/b413Sg Google Podcasts: https://clc.to/NQX_kQ Яндекс.Музыка: https://clc.to/_O3M6A SoundCloud: https://clc.to/d9pWXw Castbox: https://clc.to/yH7sKg Spotify: bit.ly/3iO8Q6j YouTube: https://youtu.be/9lKSjzlLoU4
«В стихах этих — такая музыка, какой давно у нас слышно не было», — говорил Адамович о стихотворении Поплавского «Флаги» (1929); спустя почти сто лет оно соединилось с музыкой вот так
ЕЛЕНА НОВИКОВА Щелкнул затвор И тогда ты подумал Что стволы бывают и у деревьев И герань расцветает в горшке На подоконнике В этом словаре все перевернуто Может, ты просто читаешь вверх ногами Как киношный шпион Сидишь на скамейке Прикрываясь газетой На тебе серая шляпа с полями И длинный плащ Ты о многом успел подумать 09.01.2023
ВАСИЛИЙ ФИЛИППОВ Тихо, Господи, тихо Так что хрустит на зубах повилика Дико В этом мире Но я не один Со мной моя комната И книги Толстые тома Словно дома Где скрывается тьма Город где живые письма Ходят по улице часы Носят нательные кресты 1990
ДИНА БАРИНОВА не мои друзья караваном отбыли в разные страны не мои родные говорят а почему не запульнуть в них ракетой не моих любимых допрашивают и увозят и не мне проводница с далёкого полустанка вдруг шепнёт в новостях всё неправда у меня там подруга мы не будем глядеть как ползут неуклюжие танки старичок с рюкзаком не кивнёт вот и кончилось время у нас небо и реки и красивая Варя деревья лисы в норах в курятниках бодрые куры мы спокойно поедем домой на ночной электричке абсолютно здоровы и счастливы неуязвимы - - - - - - - - - - - - - - - (осень 2022)
АЛЕКСЕЙ ГАМЗОВ Оборотись вокруг и поразись, насколько ничего не изменилось: там, вдалеке — кровь, копоть, смерть, а близ как прежде — тлен и слизь, труха и силос. Оборотись вокруг и офигей, насколько ничего не поменялось: там — апокалипсиса апогей, тут — мелководье, мелочность и малость. У края, без корней, меж двух огней, и океан, все больше ледовитый, напоминает лужу все сильней — шагреневый, бессточный, ядовитый. Над пропастью — моржи. На небеси божественного ни следа явленья, и съеденная рыбка иваси навряд ли видит свет в конце тюленя. - - - - - - - - - - - - - - - (из поэтического раздела журнала «ROAR», №5, декабрь 2022)
Если выйти на улицу зимней ночью Миновать фонарь и аптеку И остолбеневшее прошлой осенью дерево Не проронившее ни одного листа Обступит стихия чёрного льда Всюду он: захлёстывает островки Грязи, бывшей когда-то почвой Налегает на их оградки, похожие на могильные Заставляет согнуться, рухнуть Громоздкая немилосердная сила Сдвигает блоки поребрика, крышки люков Строительные огражденья, дорожный знак («Тупик».) В образующиеся щели Чёрный лёд влагает острые длинные пальцы Иногда пытается одурманить — Притвориться хрустальным, чистым и сказочным Падает с крыши глыбой, что разбивается В паре шагов оглушительным зеркалом тролля На сотни осколков неправильной формы Волшебный кристалл отражает огни скорой помощи Или торчит прозрачным обрубком из разорванного рукава водосточной трубы Но всё это он, это чёрный лёд Сдирая слои, образуя рытвины Трещины, ямы, пробитые головы Заставляет всё неуклонно ползти К краю пропасти Чтоб не осталось следа от порядков Города Ничего человеческого Но весна неизбежна, если вы Понимаете, о чём я - - - - - - - - - - - - - - - - - (Оля Скорлупкина)
АННА ГРИНКА КАК ЛЕТЯТ МЕЛЬЧАЙШИЕ ЖУКИ меланиновый страх перекинуться в волка нарушить слой вакуум впрыснуть в шумные росы леса в сомкнутую льдом артерию оглянься-останься, мы обок рысью и моросью вязана сныть и вот протираешь безумную жизнь и моргаешь ей самое-самое там в воющей клетке — стволовое сырое шелестящее, глухое молочное, чистое, ненавистное как летят мельчайшие жуки как летят бомбы 15.01.2023
НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ ПОПРИЩИН Когда замерзают дороги И ветер шатает кресты, Безумными пальцами Гоголь Выводит горбатые сны. И вот, костенея от стужи, От непобедимой тоски, Качается каменный ужас, А ветер стреляет в виски, А ветер крылатку срывает. Взрывает седые снега И вдруг, по суставам спадая, Ложится — покорный — к ногам. Откуда такое величье? И вот уж не демон, а тот — Бровями взлетает Поприщин, Лицо поднимает вперед. Крутись в департаментах, ветер, Разбрызгивай перья в поток, Раскрыв перламутровый веер, Испания встанет у ног. Лиловой червонной мантильей Взмахнет на родные поля, И шумная выйдет Севилья Встречать своего короля. А он — исхудалый и тонкий, В сиянье страдальческих глаз, Поднимется… …Снова потемки, Кровать, сторожа, матрас, Рубаха под мышками режет, Скулит, надрывается Меджи, И брезжит в окошке рассвет. Хлещи в департаментах, ветер, Взметай по проспекту снега, Вали под сугробы карету Сиятельного седока. По окнам, колоннам, подъездам, По аркам бетонных свай Срывай генеральские звезды, В сугробы мосты зарывай. Он вытянул руки, несется. Ревет в ледяную трубу, За ним снеговые уродцы, Свернувшись, по крышам бегут. Хватаются За колокольни, Врываются В колокола, Ложатся в кирпичные бойни И снова летят из угла Туда, где в последней отваге, Встречая слепой ураган, — Качается в белой рубахе И с мертвым лицом — Фердинанд. 1928
АННА РУСС Дорогой фейсбук Спасибо, что ты Внимателен к моим интересам Но Мне глубоко пофиг: Танец Уэнсдей Аддамс Какие у кого аватарки от Lensa Какая роль у Кикабидзе была лучше всех Кто будет играть Ведьмака после Кавилла Будет ли живопись после Midjourney Была ли красивой великая Чурикова И каковы были ее политические взгляды Почему похудела Лана Дель Рэй И набрала вес Адель Или наоборот И как похудеть мне Все эти твои хреновы Йоги для лица Кето-диеты Интервальное голодание Пофиг Будет ли еще играть в кино Эмбер Херд Кто кому какой родственник в HoD Насколько вырос индекс хачапури с марта Давно ли скурвился Хабенский Вернут ли Эдди в пятом сезоне Будет ли Макс слепой Или живой Честно говоря, мне даже пофиг, будут ли пить шампанское На открытии выставки художницы Кати М. И ПВО или не ПВО мне пофиг Сейчас мне не пофиг только, что девочка из города Д. плачет над мертвым котом Не зная, живы ли ее родители (нет) 15.01.2023
ВИТАЛИЙ ПУХАНОВ Ты помнишь, Алёша, Януша Корчака и его бессмертный человеческий подвиг? На первой же лекции в Киевском педагогическом институте нам, студентам, рассказали о бесстрашном воспитателе. Кратко его метод можно сформулировать так: отъебитесь от детей, А когда придёт беда и не будет иного выхода, идите за детьми в газовую камеру, Не оставляйте одних без присмотра и слова утешения. И вот мы, семнадцатилетние табулы расы, слушаем, затаив дыхание, страшную и одновременно прекрасную историю удивительного человека, И понимаем, что хотим быть, как Януш Корчак. Наш порыв слышат миры возмездия и создают проект газовых камер по числу чистых сердец, пожелавших пойти путём мученика. Так, Алёша, умножается в мире зло, а ты думал как?
ЮЛИЯ ПОДЛУБНОВА Предпоследняя возможность признаться: его должность: умирал флота. Все двуглавые орлы революции расскажут: его орден ‒ святого унитаза. Только черный дрон летел на Москву. Только море шло своим чередом. 15.01.2023
ЮРИЙ СМИРНОВ ПАБЛО Пабло Пикассо жил в оккупации, Мучился, Боролся с нацистами, Продавал им плохие картины за огромные деньги, Пил их вино, держал в кармане малагскую фигу, Все деньги отдавал на Сопротивление, Ну, не все, Большую часть, Ну, не большую, Какую-то, После выплат за мастерскую, за мясо, за зелень, за книги. В сорок четвертом быстро вступил в коммунисты, чем снял все вопросы, Где ты был эти восемь зачеркнуто четыре года. Я был гордостью земного народа, Только он об этом ещё ничего не знал. Наверняка перед сном фантазировал — засада у моста Мирабо, не уйти, прокуренный зал, речь на суде, три пули в грудь, они не пройдут! Книги, зелень, мясо, уют. ______________ декабрь 2022
ЕЛЕНА ШВАРЦ ИЗ МОРСКИХ СТИХОВ Вот уже скоро, вот-вот — ну хоть раз поверьте — море скоро расцветет, еще до нашей смерти. Оно подымется цветком на стебле из волн и пены. И, пожалуй, будет выше всех иных земных растений. Как просто все — десяток лепестков, за облаком бормочет гром, и пахнет кровью, и сияют льды. О, научись сплетать слова слепым безумным языком, как сам Господь: из соли и воды. (из подборки «Ранние стихотворения. 1962—1965» в журнале «НЛО», №3/2012)
ГЕОРГИЙ ИВАНОВ Не станет ни Европы, ни Америки, Ни Царскосельских парков, ни Москвы – Припадок атомической истерики Всё распылит в сияньи синевы. Потом над морем ласково протянется Прозрачный, всепрощающий дымок... И Тот, кто мог помочь и не помог, В предвечном одиночестве останется. 1943
ГЕННАДИЙ КАНЕВСКИЙ помощник осветителя, заняв место заболевшего шефа, нервно тычет в кнопки пульта, постоянно сбиваясь. руки его дрожат. недокуренная папироса в пепельнице дымится. и когда на сцену выходит изысканный сладострастник, алым светом он освещён, как в прошлой сцене — убийца. то покрываясь пятнами, словно шкура оленья, то наполняясь теменью, то мерцая подводно, замысел отрывается от замыслившего, и созданье начинает жить своей жизнью. нынче в отчизне то холодно, то жарко, то несвободно, но так же — и вне отчизны. помощник осветителя, недоучка и рохля, окружённый циническими очертаниями предметов, мы всё спрашиваем себя и друг друга — кто ты? а надо, конечно — где ты? давно ли ты растворился как кофе в разбитой чашке, как водка в сливном бачке, как в потоке времён — чернила? кто сочинил тебя — уже над тобой не властен, и сам считает, что так и было от начала всего, от первых дней творенья, выхватывая софитом то то, то это. во. за .кн.м ка..ю.ся сум..чн.е д.ре.ья - им н. х..та.т с..та. 04.01.2023
ВЯЧЕСЛАВ ПОПОВ ПОДСТРОЧНИК ПРО ЛЮБОВЬ (НИ СНА БЕЗ СТРОЧКИ) не знаю дочь она мне или не дочь но поначалу моя любовь парила тяжелым тихим волчком в глубине глубокого колодца и была осью моего дыхания моей заботы и тишины здесь я знал что таит мое молчание и как бьется сердце моего я теперь это поднялось на поверхность взвилось на небесную высоту стоит там как сияющее облако я горжусь тем какое оно прозрачное горячее серебристое я все отчетливее понимаю что оно не зависит от меня у него собственный неумолимый танец влекущий ввысь и вдаль моя любовь это прощание с жизнью соскальзывющей с нее как нить с веретена и тающей как тонкий дым 04.01.2023
СЕРГЕЙ КРУГЛОВ ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ Ученый библеист пожевал губами И молвил, как молвят малым детям – снисходительно и терпеливо: «Ну как можно почитать церковно Четырнадцать тысяч Вифлеемских младенцев! Ведь вы образованный человек – и вы туда же! И в трёх городишках, подобных Вифлеему, Не набралось бы столько жителей, не то что детей! Миф, миф, это давно известно! Простецкое благочестие!» Он развернулся, поддёрнул Черные очки на курносом тюбингенском носу И побрёл, палочкой ощупывая дорогу, Твердо и осторожно ступая В тени акаций и лип, в пятна Медового света. Город, как фонтан, звенел ребячьими голосами, И дети, играющие в классики, посторонились, Чтобы дать дорогу слепому. «Доброе утро!» - но слепой не слышал, Так как был, в придачу, глухим: учёным библеистам, Что там, на земле, что здесь, в Царстве Христовом, Органы чувств, собственно, ни к чему. Он брёл, что-то бормоча, пожёвывая губами, Сквозь небесный Вифлеем, многомиллионный Город детей. 2008
ВИТАЛИЙ ЗИМАКОВ столько вырванных с корнем деревьев невольно вспоминаешь дорогу от церкви к школе после землетрясения перед рождеством завыванием пусть и застывшим уместнее было бы назвать их метель же больше походила на многократно умноженный звук рвущейся бумаги забив собой трухлявые полые стволы красное баскетбольное кольцо у этого леса и сам лес просто сваленный здесь наподобие сборника заговоров из рукописных источников 04.01.2023
ИЛЬЯ КУКУЛИН на воре шапка горит всё выше жарче веселей и поджигает всё окружающее пространство 10.01.2023
София Камилл. Мы были богинями. Издательство «Пальмира». Стоит 321 руб. Издательская аннотация: София Камилл (2003-2021) — поэтесса, переводчица. Родилась в Санкт-Петербурге, жила в Австрии, Украине, Казахстане и Швеции. Училась в Школе нового кино и Смольном колледже (СПбГУ). Участница множества поэтических фестивалей, публиковалась в журналах «Контекст», «Ponton», «Двоеточие». Номинантка Премии Аркадия Драгомощенко (2019), удостоена специального упоминания жюри этой же премии «За смелость многоязычия» (2021). В сборник «Мы были богинями» вошли избранные стихотворения поэтессы. С предисловием Станислава Снытко и послесловием Андрея Филатова. Заказать книги с доставкой: shop@falanster.ru
ДЖАМИЛЬ НИЛОВ Знал ли Сергей Королёв, Думал ли академик Сахаров, Мечтал ли какой-либо рядовой конструктор Советского Союза, Что когда-нибудь В нашей стране КБ будут на каждом углу? И вот, я иду с важным видом Ведущего инженера По демонтажу собственной печени В КБ За материалом для склейки эритроцитов. Я создаю из них ракеты, Которые летят в моё сердце, Словно в Мариуполь, Такой же, как на Дворцовой площади. Одна за одной. Но когда-нибудь я сконструирую ракету, Которая, пройдя через всю кровеносную систему, остановится в недрах бьющегося комка. Из неё вальяжно выйдет отважный Йозеф Тромб. — Вы еврей или немец? — спросят обязательно любопытные. Но тот ответит: — Я создан при помощи рук узбеков на Мытищинском ликеро-водочном заводе и запущен поэтом-татарином. А назвали меня в честь чеха — Йозефа Швейка. Я прилетел не для того, чтобы сфотографировать обратную сторону сердца, и не для того, чтобы его разрушить, Но для того, чтобы остановить, Остановить, Остановить Другие ракеты. 10.01.2023
ГЛЕБ МИХАЛЁВ инструкция инкрустация инфраструктура с этого начинается литература с красоты и возможностей языка с того что не придумал никто пока а где она заканчивается никто не знает где любовь превращается в смерть но не умирает за пределами измученного ума там где тьма 08.01.2023
ВАСИЛИЙ БОРОДИН к раскрошенному печенью я обращаюсь как другу семьи, труда оно как разрушенный древний город смотрит на новые города на стройках где каски оранжевы хлеб горяч кефир из пакета бел где голубь общего духа цел и общей беды лебёдка поёт над городом где живёт моё бедное сердце куда-то ритм жанр пепел и песок (и сухая глина) стройки сворачиваются домА окнами синими (всё большое) это ли не страна я пою пою уитмен и патриот посмотрите всё умирает но ведь не всё и спокойная тишина тихих улиц — солнечная! послушайте ничего страшного сейчас нет
АННА РУСС - Ропщут и ропщут… - жалуется наш Бог на группе. Одни боги его утешают: - Да ни один мир столько не продержался! Другие осуждают: - Избаловал, никто столько с ними не возится огонь добывать научились - и дальше сами! - Сыпется и сыпется… - сетует наш Бог на группе. - Это нормально, говорят ему другие боги, старость - она такая, землетрясения, иммунитет снижается, вирусы, войны, неурожай Все миры умирают так, ты их восстанавливал трижды дохлую сферу пинать бесполезно, она крутиться не будет брось их уже, и ты устал, и они устали и сфера устала, перегрузили ее, изрыли всю, пообстригли за это время ты мог их новых заделать штуки четыре что за перфекционизм, чего тебе от них надо ты им и птичек, и рыбок цветных, и опалы, и оргазмы, и манго, и розы, и радугу, и дельфинов и мёд драгоценный у них не из глаз драконов течёт по капле в декаду и нот целых семь, и суббота, и фиолетовый - ну посмотри, у кого из наших был фиолетовый, а ничего, не роптали! - Да потому не роптали, что они вас боялись и никогда не любили! Вы им чуть что - сразу молнии и драконов. - Зато они связь причинно-следственную осознали, и языки свои болтливые держали за четырьмя зубами. Вот, кстати, зубы - не понимаем, зачем им столько? Зачем ты им столько сладкого создал, оно им вредно как можно и сладкое есть, и в тебя не верить? Думают, оно может само по себе родиться? Избаловал их, дал им свободу выбора, вот они и едят свои манго с мёдом и кричат, что тебя нет, а то иначе тогда чего ты по их велению, по первому зову… - Я вообще-то тут критики не заказывал, останавливает их наш Бог моя сфера, что хочу, то и делаю сыпется - и сыпется, ропщут - и ладно а группа у вас лукавая и токсичная пойду в другую. 30.08.2022
Eli Bar-Yahalom Господи, как хорошо было мне в этом городе. Господи, как хорошо было мне в этом городе. С магазинами, пахнущими добрым светом, с на каждом углу то художником, то поэтом, с ветром от турникетов, сдобой ночных багетов, с маленькой жизнью, хотя при этом сам город огромен, как шлейф кометы, с - Погоди, но ведь это Москва? Да, Москва, с её тёплым паровым отоплением, со злу насилием непротивлением, на каждом углу своеобразным культурным явлением, с её разнообразным таким удивительным населением. Точно Москва? Точно, Господи. Город-птица. Мне она до сих пор почему-то снится. Как меня угораздило так влюбиться, так пристраститься, так влипнуть, влиться, так... А ты понимаешь, что это - столица зла? Да, Господи. Это столица зла. Тьмы и тьмы на площади тьмы онанируют на козла. Бафомет распростёр два чёрных крыла над улицей, где подруга раньше жила. (Убежала. Мужа уберегла.) А другая подруга теперь накрыта последней буквой нетамошнего алфавита. Тогда зачем? Господи, незачем, повода нет. Я читаю разваливающийся интернет и вижу встающий на ноги скелет и открывающиеся шахты последних ракет, но вдруг, Господи, вдруг внезапно придёт рассвет? Это какой, извини, рассвет? А такой, Господи, что конец войне, что чужие земли - чужой стране, а гавнокомандующий утонет в говне, и те, кто сегодня друг с другом не, смогут внезапно опять вполне, и тогда... Ты оχγел, сыне мой, говорит Господь. Никто не вернёт сгоревшую плоть. Не найдётся на зет такой Ctrl-зет, что нажмёшь - от смерти пропал и след, что воскреснет Буча, встанет Ирпень, обнулится выбор, с кем свет, с кем тень. Ни один Мой joбаный Нюрнберг не отменит твой двадцать первый век. ...А дворы? А бар? А стихийный ор? Китай-город, Сретенка, ля-минор? Nevermore, говорит Господь. Nevermore. 01.10.2022
МИХАИЛ СИМОНОВ бог уместен сейчас? молиться уместно? кому из богов молиться сейчас уместней? красный цвет уместен? курица в кисло-сладком соусе уместна? Клубничные Поля Навсегда Битлз уместны? блюз уместен? пересматривать старые фильмы с Жаном Полем Бельмондо в главной роли уместно? продолжать ходить на работу уместно? порно уместно? а гей-порно? Узбекистан уместен? Турция? Казахстан — уместны? Толстой уместен? кто более уместен — Толстой или Достоевский? по шкале уместности — от одного до ста — сколько баллов у цветной капусты? достаточно ли уместно звучит фраза «я нигде не нахожу себе места», если я русский, живущий в Москве? а если русский, но за границей? если я просто русский? а если русский — наполовину? йога уместна? какой вид йоги более уместен — хатха или кундалини? медитация сейчас уместна? во время медитации думать о жертвах Винницы, Бучи, Краматорска, Мариуполя (подставь актуальное название пострадавшего населённого пункта на дату прочтения) уместно? что уместно? __________ (из поэтического раздела журнала «ROAR», №3, август 2022)
РОМАН ШИШКОВ В музее человечности Потёртые экспонаты Прикосновение Доброе слово Миска щей для собаки Записывайтесь на экскурсию Наш номер В самом низу Телефонного справочника 15.09.2022
ТАНЯ СКАРЫНКИНА ПЕТЬ И ДОПЕТЬ У меня есть такая привычка давняя как болезнь ни с того ни с сего я вдруг начинаю петь в любом месте почти то тише то громче и песня всякий раз неожиданная для меня у тети Яди сидим недавно спокойно чаи распиваем и вдруг я начинаю петь «Главное ребята сердцем не стареть» ну потому что всё так мрачно и людей подбодрить хочется а тётя Ядя начинает мне подпевать «Песню что придумали до конца допеть» и мы обе понимаем очень серьёзно что это действительно важно начать петь и допеть до конца хоть мы и не певицы. 29.09.2022
ДАРЬЯ СУХОВЕЙ здесь были авиабилеты теперь здесь авианалёты и ещё не патина на новопокорёженном и ещё не паутина на свежеобвалившемся 7–8.09.2022
КСЕНИЯ ПРАВКИНА я больше не понимаю что делаю дереализация распускается во мне как желание тягучее внизу живота сейчас 5.44 и я пишу стихотворение о пальцах дело в том что я обожаю пальцы да что уж там я схожу с ума по пальцам я бы хотела написать длинное ужасно длинное стихотворение о твоих пальцах но это кажется не уместным я не знаю на каком языке рассказать о твоих тонких пальцах тревожных российская Федерация смерти хочет чтобы твои пальцы стреляли по украинским военным блядская федерация смерти хочет чтобы твои пальцы стреляли по украинским мирным жителям федерация смерти хочет чтобы твои живые пальцы стали мертвыми мертвее всех мертвых языков этого мира я хочу чтобы твои пальцы сплетались с моими пальцами и это все что я сегодня знаю о мире наверное это неправильно сейчас кажется невозможным говорить о своём желании о своей набухающей вульве пульсирующей как я скажу об этом из сердцевины войны но я говорю потому что у меня есть тело потому что у меня все еще есть это конкретное тело живое потому что мое тело хочет срастаться с твоим телом потому что я пишу этот текст телом я не знаю почему это случается всегда не в то время я не знаю почему это происходит во время войны и существует ли вообще то самое время удачное время мирное я больше ничего не знаю об этом мои пальцы сводит судорогой так сильно что я больше не могу писать это стихотворение
НАТАЛЬЯ ЯВЛЮХИНА под медицинским солнцем сентября река черна кто вышел из себя как из тюрьмы приходит к ней напиться чтоб дальше побрести через поля с собою прихватив только синицы лимонный холод вескость снегиря в бесснежный день, теленочьи ресницы репейника, в пурпурном молоке цветения плывущего по свалкам дойдя до пустоты в березняке он салютует горестным мигалкам прощальных васильков. поскольку есть душа пророчество рассказанное кем-то кому-то на ночь то она вот здесь среди сердцебиения и трав и сбудется со сказанным совпав впервые до последнего момента 2019
ГЕННАДИЙ КАНЕВСКИЙ очень хотелось ногою вращавших круг лепящих день руками но никого никого вокруг кроме поющих ножницами по ткани клёкот и стрёкот швейная речь машин иглы и шестерёнки но не умеют вечер вытянуть как кувшин чтобы был длинный тонкий холодает — запахивают пальто опускают вуаль кутаются в пелерину наряжаются но зато в самом конце в красную лягут глину руки портных костистее и острей руки горшечников хоть и грубы но кротки кто вращает нас всё быстрей и быстрей так что по стенам летят ошмётки
ЕВГЕНИЯ ЛАВУТ Подплывало завтра Как белый катер Расцветала сирень У меня в садочке Прилетали сойки Клевать калину Выбивало пробки Клонились ветки Заржавел секатор Купили новый Закипела машина Отвезли на сервис Починили крышу Крыльцо сломали Подплывало завтра Как белый катер Охладили вино Дров нарубили Поменяли скатерть Достали скребл Зажгли свет на террасе Огонь в камине Подплывало завтра Как белый катер Убрали валенки Достали шорты Охладили вино Дали корм собакам Прочитали: А Покинул Россию Прочитали: Б Покинул Россию В, а следом Ж Покинул Россию Это стул для Пети Это для Сани Это стул для Серёжи И корм для Ганди Михаил Потапыч Покинул Россию Настасья Петровна Покинула Россию Мишутка сложил Томик Мандельштама Паспорт табак И трусы с носками В шоппер от культраба Записал прощальный Видос ребятам Потёр в телефоне Инсту и телегу И покинул Россию ЗдорОво, Маша Входи не стесняйся Открывай холодильник Бокалы в буфете Садись к камину Придвигай качалку Все у тебя будет Как ты захочешь Даже лучше чем в сказке Медведи в курсе Но назад никто пока Не вернётся Подплывает завтра Как белый катер Подлетает завтра Как беспилотник Подползает завтра Как раненый срочник С новосельем Маша Теперь ты дома июль 2022
РОСТИСЛАВ ЯРЦЕВ ВОЕННАЯ ЭЛЕГИЯ * Говорят, война уже не кончится. Делай, что успеется. Что хочется. Покупай билеты, если есть на что. Приходи увидеться на всенощной. Спать ложись. Не заводи будильника. Собирай ромашки у могильника. Думай о любимых. Всех прощай. Ничего себе не обещай. * Боже правый, это ли не боль, не огонь живучий, поядающий? Голос, опрокинутый собой, совести опасное пожарище. Гноище, скользящее над памятью. Свет, опережающий собор. * Голод, холод, выход: выдох-вдох. Умирает Бог и видит молнию посреди разрушенных дорог. Светел мир, отчаяньем наполненный, голубятней вспыхнувшей, доской, деревом, причастным тайнам страшным — Господи, скажи нам Сам, Какой нас придёшь кормить спасенья брашном. Может, рафаэлевым барашком. Может, мандельштамовой строфой. 22.07.2022
ЛИДА ЮСУПОВА я знаю как может закончиться война давайте убьём друг друга мы все просто можем убить друг друга если мы все убьём друг друга и ни одного человека не останется тогда закончатся все войны и настанет мир да здравствует мир 2022 из антологии «Стихи против насилия» на Дискурсе
МАРИЯ БЕРКОВИЧ Вчера я встала раньше всех и вышла в мёртвый сад, а там ползёт по стенам ночь как дикий виноград. И до весны осталось пять непобедимых дней, но что-то бродит, как вино, в земле среди корней. Гудят в пещерках семена и луковички слов, они густую воду пьют и долгой ночи кровь. Я завтра встану раньше всех и выйду в тёмный сад, а там деревья шелестят на разных языках. А там закончилась война и началась весна. 01.01.2023
ГРИГОРИЙ ДАШЕВСКИЙ ЁЛКА М. А. В личико зайчика, в лакомство лис, в душное, в твердое изнутри головой кисельною окунись, на чужие такие же посмотри. В глянцевую с той стороны мишень, в робкую улыбку папье-маше лей желе, лей вчера, лей тень, застывающие уже. Голыми сцепляйся пальцами в круг, пялься на близкий, на лаковый блик под неумелый ликующий крик, медленный под каблуков перестук.
ЯН САТУНОВСКИЙ И чем плотней набивается в уши, чем невыносимей дерет по коже, тем лучше, говорю я, тем хуже, тем, я вас уверяю, больше похоже на жизнь, в которой трепет любовный сменяется скрежетом зубовным, а ритм лирического стихотворения – не криком, так скрипом сопротивления, хрипом...
ВАСИЛИЙ БОРОДИН у игольного ушкА верблюжат ведут смотреть как на той стороне стежка человек думает умереть у него в организме ветвящимся огнём ходит мысль что он низмен и псалом не о нём а собака во дворе всё же не воет и вот день в ноябре: всё живое
АННА РУСС Дорогой фейсбук Спасибо, что ты Внимателен к моим интересам Но Мне глубоко пофиг: Танец Уэнсдей Аддамс Какие у кого аватарки от Lensa Какая роль у Кикабидзе была лучше всех Кто будет играть Ведьмака после Кавилла Будет ли живопись после Midjourney Была ли красивой великая Чурикова И каковы были ее политические взгляды Почему похудела Лана Дель Рэй И набрала вес Адель Или наоборот И как похудеть мне Все эти твои хреновы Йоги для лица Кето-диеты Интервальное голодание Пофиг Будет ли еще играть в кино Эмбер Херд Кто кому какой родственник в HoD Насколько вырос индекс хачапури с марта Давно ли скурвился Хабенский Вернут ли Эдди в пятом сезоне Будет ли Макс слепой Или живой Честно говоря, мне даже пофиг, будут ли пить шампанское На открытии выставки художницы Кати М. И ПВО или не ПВО мне пофиг Сейчас мне не пофиг только, что девочка из города Д. плачет над мертвым котом Не зная, живы ли ее родители (нет) 15.01.2023
ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВ ЗИМА В райском саду зима — повсюду снег… Как не сойти с ума, если глаза видят одно, а сердце — совсем другое, тебя встречает незнакомец с табличкой, на которой твое имя, он пришел, чтобы отвести куда нужно, но ты уже другой и проходишь мимо туда, где мрак и ужас, как тебя назовут в том мире, где ни за что не спрятаться чтобы в тебя не попали… высохшее чёрное яблоко на голой ветке давно несъедобно, остальные упали — ржавая каша вчерашних листьев накрыта снегом… В райском саду зима: красную рябину склевали снегири, оранжевую облепиху — вороны, только небо и ветки, да под яблоней белый сугроб, белый такой клубок размером с человека. 04.01.2023
ОЛЬГА БРАГИНА в детстве я читала книги про всех французских королей помнила всю их родословную и кто с кем воевал Карл VI иногда думал что он сделан из стекла и требовал железные латы чтобы его случайно не разбили считается что Одетта де Шамдивер заказала художнику для развлечения короля первую колоду карт заплатив шесть су парижской чеканки жене короля Изабелле герцог Орлеанский советовал бежать из страны забрав детей только Одетта могла успокоить короля сказав что уйдет и его разлюбит в моменты просветления он управлял Государственным советом потом рвал шторы каждый выигрыш в карты король сопровождал возгласом: "Я победил англичан!". 16.11.2022
АНДРЕЙ ЖДАНОВ ВСЁ ВОЗВРАЩАЕТСЯ однажды возвращается Дюма потом Жюль Верн Гюго Два капитана – потрёпанные ветхие тома теряют пелену тумана от детства дачного и нежеланья спать когда луна и август в середине и ничего не поворотишь вспять взлетев на противопехотной мине 24.08.2022
МИХАИЛ ГРОНАС Будильник остывший, ты – череп в руках. А ты, холодильник, ты гроб и могила, А сердце, о сердце, ты сладко заныло И остановилось, и вновь заходило, Как маятник или кадило впотьмах. И знаешь, такое смятение в храме Являет собою моя голова, Как будто священник пошел за Дарами, А паства с хорами забыла слова. ___ из книги «Дорогие сироты,» (2002)
ЮЛИЯ ТИШКОВСКАЯ Бог верит в любой способ любви. если внутри у тебя стальной прут — иди с ним, как будто живи. ходи прямо, пока тебя не согнут. а будут сгибать — не тужи. скажи им, что это не прут, а такая пружина. хитрая отвлекательная машинка. они непременно поверят и убегут есть много способов, чтобы любить, но только один принцип, когда внутри у нас стальная пружина и мы ходим прямо, и остаёмся живы, как будто бы так и было. как будто бы ничего не случилось. как будто бы нас никогда не сгибали, всегда любили всегда любили
«Поэзия не была чем-то, что можно "объяснить", усвоить и перемолоть в парафразе. По поводу чего можно сделать зарубку: постиг. Скорее это была битва, в которую бросаешься полный страха и трепета, встреча лицом к лицу с самой материей языка. Такая встреча могла заколебать почву под нашими основными представлениями о бытии». Литературный критик Стивен Биркертс, ученик Бродского
АЛЕКСЕЙ КОЛЕСНИЧЕНКО человек — падальщик доказали ученые проанализировав строение зубов мы скалимся и щеримся угрожая тому что уже мертво падшим листьям заброшенным шахтам ровным отрезам домов с сохранившимися библиотеками плевать на нас руки наших зубов изучают искусство воскрешения мертвого каждое заклинание сочится ядовитой слюной неизбежной победы безглазое прошлое нашего поколения ожидает двуглавых воронов они прилетают не вовремя они остаются голодными 02.10.2022
АННА ГРИНКА в 77-й год победы я вообще не умею победу не имею победу поблизости и меня обещали избить за отсутствие победы в крови кровь поднимается как тесто правильная тяжёлая как музей родная как возможные 77 лет каждого человека и это так весело, я надеваю одежду с длинными рукавами, а другую одежду — для шеи — обкручиваю вокруг шеи, это так весело ткань защищает другую ткань но уже недолго кровь победителей не во мне победа находит трубочки, ведущие в тело вбивает цветком, разговором колокол равный игле __________ (из поэтического раздела журнала «ROAR», №3, август 2022)
ВАСИЛИЙ ФИЛИППОВ Тихо, Господи, тихо Так что хрустит на зубах повилика Дико В этом мире Но я не один Со мной моя комната И книги Толстые тома Словно дома Где скрывается тьма Город где живые письма Ходят по улице часы Носят нательные кресты 1990
ИГОРЬ ШКЛЯРЕВСКИЙ Когда я кормлю бездомных Собак у моих дверей, Сосед меня упрекает: Надо любить людей, А не собак и кошек… Птицам насыплю крошек, Спустятся белки с неба, Дам бедолагам хлеба. Я и людей люблю, Но только разбитым сердцем. А разумом говорю: «Годами дымил Освенцим».
На «Горьком» – рецензия Эдуарда Лукоянова «В обществе скелета Пушкина» на книгу сербского филолога Никиты Мильковича «Три разговора о Поплавском» «Редкое исследование творчества Поплавского обходится без дежурного перечисления печальных фактов и мифов его биографии: прожил всего тридцать два года — и то ли погиб по неосторожности, то ли покончил с собой; с подросткового возраста экспериментировал с наркотиками; при жизни не был понят коллегами и критиками, но после смерти заслужил покаянную похвалу от Владимира Набокова, назвавшего поэта "далекой скрипкой среди близких балалаек", и так далее и тому подобное: пока в очередной раз освежишь в памяти биографические клише, уже и статья подойдет к концу. От всей это досужей романтики избавлена книга сербского филолога Николы Мильковича «Три разговора о Поплавском». Отринув соблазн в очередной раз покопаться в загадках и тайнах трагической судьбы Бориса Юлиановича, исследователь предлагает обратиться к самому главному документу жизни поэта — собственно, его поэзии» – из рецензии «В обществе скелета Пушкина» (https://gorky.media/reviews/v-obshhestve-skeleta-pushkina)
ТАНЯ СКАРЫНКИНА А ЧТО У НАС БЫЛО СВОЕГО А что у нас было своего кому могли мы нравиться такие вот в лифчиках двоюродных сестёр в штопаных маминых колготках в синтетических кофтах тётушек вышедших из моды давно в пальто от родни самой дальней нашей которую видели на свадьбах и поминках всегда юбках и сарафанах сшитых на уроках труда я лично сама не дружила со швейной машинкой в первый же день шитья прострочила указательный левый палец белой ниткой два раза туда-сюда маленькая бело-красная ранка напугала девочек и учительницу тогда но не меня вынимая кровавую нить я радовалась что шить как все больше не надо мне. 2020/2022
ЕЛЕНА ФАНАЙЛОВА Как говорили умные девы, когда Христа уводили у них на глазах, Мы дождемся Его пришествия, все в жемчужных слезах. Мы на копья не бросимся, надо силы копить. Мы ногтями не вцепимся в лица стражников, их защищает броня. Как вернётся, нам будет Кого любить. Эта печальная сказка не щас, не про нас и не про меня. Пусть Он Сам умрет, если Сам того захотел, если выбрал неправедный суд, и стал один среди мертвых разбойничьих тел. Пусть Он сделает то, для чего Он пришел сюда и чего хотел. Не мешайте ему, не помогайте Ему, это да. Мы подождем, и под серным дождем, и под холодным простым среднерусским дождем. Если нам тут пизда, то бессмысленно всё это обсуждать. Как говорили глупые девы, но это не закреплено в каноне Пасхи, рассказывал один Её боевой офицер. Когда Он умирает, мы всё время бываем с Ним. Не Он молится за нас, мы молимся за Него. То есть мы, глупые бабы, сёстры, отмаливаем Его от блистательного адского Ничего. Мы ничего не получим, девчонки, одну труху, стражников и побои, пытки, тюрьму, сомнительный результат. Что же, идем во тьму, и пусть нам в уши щоденно поет кастрат, убиенный, подвергнутый пыткам какой-то нечистью несколько дней назад, новомученик падшего мира, назови Его, о сестра, не боясь. Это не жертва, а Господин, это великий Князь на небесах рядом с Господом, Божией Матери паладин. Не успеваю запомнить все имена, про кого молюсь. Я не могу пройти через простую людскую боль. Физическую, Твою, мой Король. Всё, что бы я ни сказала, никак нигде, не работает, низачот. Кровь течет по глазницам внутри, как будто река течёт. Тут я реву во тьме, как и не снилось мне. Некому дать отчет. Стыд и вина разъедают мене до дна. Я не могу помочь, не могу помочь. Средостение рвется тут по Кресту, держи нас, о Матерь Мария, моя Королева Ночь. Думаю я о вас на этой войне, мои мужики. Бейтесь спокойно, люблю вас, как никого. Думаю я о вас, мои сёстры, на этой войне. Бейтесь спокойно, люблю вас, как никого никогда. Харьков, Одесса, Киев, мой Мариуполь, земля от Днепра – справа, если смотреть по карте, смотри, моя умственная сестра. Пусть вас не смущает мой русский язык. Христос говорит со Своими бойцами на одном языке. 12.08.2022
АНТОН АЗАРЕНКОВ Лунная ночь в квартирке: холодная тень треноги, картинки на всех булавках, столбики на страницах… Зрение меньше веры. Луч из слегка приоткрытой двери становится толщиною с волос с головы отвернувшейся Ариадны, в золотой поясок Мадонны. Нет, ничего не видел – за глаза хватило намёка (разводы на зеркалах и стёклах, свет на щеке у Ани). Хорошо, из меня поэта серьёзного не получилось. Всё что ни делается – всё к лучшему, как говорят христиане. (из подборки «Где отмывали чернобыльцев» в журнале «Знамя», 10/2018)
ДАРЬЯ СЕРЕНКО женщина, сжигающая хиджаб на площади, вскинувшая руки как горящая птица женщина, запытанная военными до смерти, изнасилованная и расчлененная, снятая на камеру, выложенная в интернет женщина, прячущая своего сына в подвале от грядущей мобилизации женщина, потерявшая сына, но считающая его героем, потому что в его смерти не было никакого смысла женщина, ведущая группу поддержки у активисток с ПТСР женщина, вскрывшая вены в СИЗО и не видевшая своих детей полгода женщина, покинувшая страну из-за уголовного дела, с чемоданом, собранным чужими руками женщина, проснувшаяся от врывающихся домой ментов женщина, проснувшаяся от звука воздушной тревоги женщина, сидящая в подвале и слушающая, как солдаты ходят по ее дому женщина, осужденная на смерть за то, что она любит другую женщину женщина, изнасилованная при собственном ребёнке женщина, похищенная силовиками и увезённая туда, откуда не возвращаются женщина, пережившая выкидыш из-за стресса женщина, обнаружившая у себя рак шейки матки через сутки после того, как стала беженкой женщина, чей дом сгорел на ее глазах женщина, борющаяся за своё право носить хиджаб на пары в университете женщина, которую заставляли отринуть своего бога женщина, которую заставляли признать чужих богов женщина, которую заставляли признать себя гражданкой государства-агрессора женщина, с которой обращались как с оккупированной территорией женщина, которую осматривали на предмет ненадлежащих татуировок женщина, у которой из вещей осталась только зубная щетка, а из родных – никого женщина, чей дом находится на территории ползучей границы женщина, чьё предназначение быть битой охраняется государством женщина, у которой больше нет денег на прокладки и тампоны женщина, промежность которой была повреждена сначала родами, а потом – насилием женщина, умирающая на носилках возле разбомблённого роддома женщина, кормящая младенца в подвале женщина, сменившая паспорт с российского на украинский и подорвавшаяся на мине женщина, писавшая тексты о диктатуре и войне, пронзённая осколком во время репортажа женщина, подшивающая под себя мужскую военную форму женщина, зашивающая чужие раны и вынимающая осколки женщина, расклеивающая антивоенные послания и отбывающая за это наказание женщина, спящая с незнакомцем, от которого зависит, будет ли у нее жилье женщина, смотрящая в одну точку неподвижным взглядом женщина, закрывающая глаза и представляющая себя по грудь в золотистой воде женщина, замечающая легкое покалывание во всем теле женщина, вспоминающая своё девичество и улыбающаяся сама себе женщина, чувствующая себя везде как дома женщина, видящая других женщин и машущая им рукой через государственные границы женщина, вспоминающая, что она на самом деле любит из еды женщина, окружённая тремя поколениями других женщин женщин, которых не били не насиловали не пытали женщин чьи тела не изношены политикой и войной женщин чьи голоса поют на всех языках как на родных 20.09.2022
ЧЕСЛАВ МИЛОШ ПЕСЕНКА О КОНЦЕ СВЕТА /перевод с польского С. Морейно/ В день конца света Пчела жужжит над цветком настурции, Рыбак сучит суровую нить. Скачут в море смешные дельфины, Лепят ласточки гнезда из глины И пень гниет при дороге, как должен гнить. В день конца света Женщины идут полем под зонтиками, Потные посыльные валятся с ног. А с лотков продают папиросы, Лодка желтая в отмель тычется носом И смычок над зеркалом плеса Отмыкает звездную ночь. А те, что ждали громов и молний, Обманулись. А те, что ждали знамений и ангельских труб, Не верят, что началось. Пока солнце садится в хаты, Пока шмель грозится мохнатый, Пока матери ходят брюхаты, Кто поверит, что началось. И лишь совсем сивый дед, которой мог быть пророком, Однако ж не стал им, чтобы не докучать людям, Скажет, подвязывая помидоры: Другого конца света не будет, Другого конца света не будет. (Варшава, 1944)
ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПРИГОВ Господь листает книгу жизни И думает: кого б это прибрать Все лишь заслышат в небе звук железный И словно мыши по домам бежать А Он поднимет крышу, улыбнётся И шарит по углам рукой Поймает бедного, а тот дрожит и бьётся Господь в глаза посмотрит: Бог с тобой – Что бьёшься-то?
Комментарий к стихотворению Тани Скарынкиной для Метажурнала:
ДЖАМИЛЬ НИЛОВ Знал ли Сергей Королёв, Думал ли академик Сахаров, Мечтал ли какой-либо рядовой конструктор Советского Союза, Что когда-нибудь В нашей стране КБ будут на каждом углу? И вот, я иду с важным видом Ведущего инженера По демонтажу собственной печени В КБ За материалом для склейки эритроцитов. Я создаю из них ракеты, Которые летят в моё сердце, Словно в Мариуполь, Такой же, как на Дворцовой площади. Одна за одной. Но когда-нибудь я сконструирую ракету, Которая, пройдя через всю кровеносную систему, остановится в недрах бьющегося комка. Из неё вальяжно выйдет отважный Йозеф Тромб. — Вы еврей или немец? — спросят обязательно любопытные. Но тот ответит: — Я создан при помощи рук узбеков на Мытищинском ликеро-водочном заводе и запущен поэтом-татарином. А назвали меня в честь чеха — Йозефа Швейка. Я прилетел не для того, чтобы сфотографировать обратную сторону сердца, и не для того, чтобы его разрушить, Но для того, чтобы остановить, Остановить, Остановить Другие ракеты. 10.01.2023
АНДРЕЙ ЖДАНОВ многоуважаемый патологоанатом когда вы будете трогать меня не забудьте пожалуйста что атом содержащийся в моём сердце может сильно взорваться и тогда ни ворона не найдёт своего гнезда ни мать штанов от своего ребёнка будет одна сплошная и огромная воронка размером с луну или поболее а вокруг люди будут кричать от боли а потом останутся воспоминания о войне а с чего бы никакой войны не было и не могло быть была одна сплошная победа вы же правда хотите чтоб было только так а не эдак 31.07.2022
АННА ГЕРАСКИНА ФОСТЕР Если бы я была индейцем Меня бы звали Грустный язык коровы Потому я воспеваю печаль Я впитала ее с молоком Если бы я была индийцем Я бы жила на десять рупий в день Чтобы покупать рис С улыбкой Амитабха Баччана Если бы я была индусом Я бы поклонялась Ганеше Я видела его в зоопарке однажды Он был большим-пребольшим, как бог Если бы я была индейкой Я бы не была благодарна Тем людям, которые едят меня Чтобы отблагодарить других Если бы я была индевеющей Веточкой шиповника Я бы надеялась только на весну И видела сны про то, как была индейцем, индийцем, индусом, индейкой, Индирой, индоуткой и индонезийской девочкой по имени Путу Когда ждешь чуда, чего только не приснится. Чего только не. __________ (из поэтического раздела журнала «ROAR», №3, август 2022)
АЛЕКСАНДР СКИДАН я буду в торонто ты будешь в хуёнто я буду в тбилиси ты будешь сосать постгендерные сиси на аутсорсинге я буду в цюрихе в кабаре вольтер а тебе позвонит вальтер беньямин из пор-бю а когда я прилечу в локарно мы посмотрим все синефильские ништяки на перемотке и я скажу тебе жу-жу-жу что мы делали восемь лет восемь лет нашему пиздежу в ширинке государственных идеологических аппаратов в самых лучших городах мира все утра мира всем мира всем городам по серьгам и по железному куполу 06.08.2022
ЮРИЙ СМИРНОВ КОРОВА Город звучит как суицид. Антрацит как асцит В чреве подземном, В кишечнике теплотрасс И бомбоубежищ. Боже, помилуй нас! И не помилуй их. Достань их из теплых шелковых лежбищ, Выгони с пляжей огнем и мечем, Пусть всему миру дышать будет нечем. Ты же за нас, добрый, честный, вечный? Краснокрестовый, нейтральный? Злой, ехидный, жестокий? Я выбираю на стоке фото. "Мама плачет над телом дочки". Нахожу его слишком пресным. "Дочка плачет над телом мамы" Это другое дело. Дело за малым — Написать текст, Текст — алмазные вилы, Чтобы читающий осенился знамением крестным И стремглав от стыда поскакал в могилу. Я стал ухом, невероятно чутким. Не так страшен черт, как фотограф малютка. В тексте смерти должна быть шутка. Но на ветре, Перекричавшем взрывы, Но на дожде, Смывшем пороховые тени, Но на земле, Уродившей обильно, Чтобы зимой мы что-то грызли, Я клянусь не убояться ненависти, Не тянуть к ней руки За агуманитарной плесенью, Не предать весну и веселье. Как смешливая корова стеллерова. 10.08.2022
РОСТИСЛАВ ЯРЦЕВ Оттуда опять позвонили. — Призываем Вашего сына. — Но сын мой убит на войне. — Не на войне, а на освободительной операции. — Какая разница! Сын мой убит. — Хорошо! — говорят они, — Прекрасно! Пусть же и другие побудут убитыми! Дайте нам номера родных. — У меня нет родных ни на этой, ни на других планетах. — Мы все — родные, и мы должны убить центаврианских нацистов, пока те не убили всех нас. — Но они не убивали нас! Это вы убиваете нас. Вы убили моего сына! — вопит Мать, — Приходите и убейте меня вместе с ним! — Это нельзя, — отвечают оттуда, — Вы нам ещё пригодитесь. Мать вешает трубку. Сын убил всех нацистов и ждëт свою мать. Он звонит ей с другой планеты каждые 5 минут и говорит с ней разными голосами: — Вы нам ещё пригодитесь! Мать не верит. Она знает, что сын мëртв; мать не ошибается никогда. Сын тоже, тоже это знает, он затягивается зелëным дымом и выдыхает залпом: — Твою мать. Твою мать. Твою мать. Твою мать. Твою мать. 04.10.2022
СЕРГЕЙ ЗОЛОТАРЁВ ОТЖИГ В ТУМАНЕ 1 Ежик в тумане - огненный херувим: иглы его – как спицы в осенней тележке, небо несущей, ибо неуязвим для суеты и спешки. 2 Мертвый еж похож на сухой кизяк. Их даже путают при отоплении лачуги, только в ежике не до конца иссяк источник заботы о старом друге. Пахнет малиной. 3 А той медведь раскольник старовер. Считать малину, когда варишь звезды творя молитву трехлитровых сфер, скажи, непросто? И вот еще: в глуши, где нет вай-фая, туман имеет свойства (покрывая любые зоны) сотовых сетей. Вот слышится душа твоя живая в сжимающей скорлупке желудей. А вот - вне зоны доступа. Откуда скажите мне, любому знать ежу, что землю анимирую как чудо и после в ней, как в облаке лежу? 4 Если иглы – свернувшиеся листы, природой устроенные для уменьшения испарения влаги, то ежик задерживает воды на целый туман. И выдох – сродни отваге. 5 А иней на дорожках – коготки впивающихся снизу в мирозданье таких же белых ежиков в тумане. И даже наше беглое вниманье поможет им найти свои шаги. 6 Ежик гниющий с черными яблоками и грибами, с желтыми иглами лиственниц по бокам. Их особенно много в лесах под Хрипанью. Видно, в земной состав входить предпочитают там. Они входят в земной состав, точно «наши» с «Нашествия», без билетов и скопом, спевшие «Лошадь Белую» БГ и успокоившиеся на том. 7 В долбленке из эволюционировавших чешуек с собственным ужасом на борту плыть на спине джима джармуша и чувствовать рыбу большую как свою душу и спать у нее во рту. 8 Туман и ежик: иглы – второе агрегатное состояние воды. Лошадь – третье. 9 По вечерам они собираются под городским фонарем. Глазки прикованы к празднику мотыльковому. Сердце неиссекомое ждет, когда у насекомого крылья слизнет янтарем. 10 А дыма глаз твоих недостает: то угольки зрачков охладевают, то слезы древние чадят. Мне кажется, меня ты не прогонишь. Но эта лошадь. Этот фимиам, который поутру назвав туманом художник покривил чуть объективом, но не душой. 11 Осень берет осторожным пинцетом из мастерской Ю. Норштейна листики, палочки света, пластинки тени, растений рост, растирает бережно кометы хвост до состояния невесомости: весть, не испытывающая влияния совести формирующихся звезд.
ЛЕВ ОБОРИН Гравитация граничит с тишиной твоей земли, сгустки неба злоязычат и ненужных слез не льют, просыпается поляна, расцветают сто цветов, тишина непостоянна, ненадежный институт. Если дух грешнее плоти, то зачем накрытый стол? Праздник — пешка, жертва проти- востояния светил, голоса текут под камни, ископаем чёрный ключ, на прощанье посвети мне, тишина, зелёный луч 11.08.2022
ЕЛЕНА МИХАЙЛИК Встретил ночью, понял, что не к добру, Только треск в глазах, только шум в ушах, Да из ценного имущества поутру – Малярийное облако в Колтушах. Отрастил обратно руку, разум, уют, Удержался в слове, в сознании, наяву, Никогда не вспоминать, как ее зовут, Потому что если вспомню – я позову. 30.08.2022
ЮРИЙ СМИРНОВ ПАБЛО Пабло Пикассо жил в оккупации, Мучился, Боролся с нацистами, Продавал им плохие картины за огромные деньги, Пил их вино, держал в кармане малагскую фигу, Все деньги отдавал на Сопротивление, Ну, не все, Большую часть, Ну, не большую, Какую-то, После выплат за мастерскую, за мясо, за зелень, за книги. В сорок четвертом быстро вступил в коммунисты, чем снял все вопросы, Где ты был эти восемь зачеркнуто четыре года. Я был гордостью земного народа, Только он об этом ещё ничего не знал. Наверняка перед сном фантазировал — засада у моста Мирабо, не уйти, прокуренный зал, речь на суде, три пули в грудь, они не пройдут! Книги, зелень, мясо, уют. ______________ декабрь 2022
МАРИЯ ЗЕМЛЯНОВА не успели обняться(( не успели ничего теперь ты пишешь из неизвестно-какой точки я стою на переходе и никуда не деваюсь самое время упражняться в ускользании, бегах на месте выключить впн и перейти в телегу в вагоне пахнет лилиями, как в костёле ты же знаешь, дальше лучше не будет, имеет ли смысл говорить: в будущем году в сестрике/на Севкабеле ну тогда hasta siempre типа до всегда ни доехать, ни допрыгать 02.10.2022
ВЛАДИМИР БОГОМЯКОВ Я там жил, в бесконечной постели. В ней встречал и свободу и грипп. Человекообразные ели Побрели средь замшелых глыб. Так и спал, прерываясь на кашель, Смерти, войны и революции. В чистом поле с бронхитом и ветром пляшем И пьём портвейн из японского чайного блюдца. 01.01.2023
ГЛЕБ МИХАЛЁВ какой русский не любит красной звезды сто грамм без закуски бескрайние небеса где-то господь облетают твои сады где-то господь остывают твои следы по небу тянется красная полоса это не взрыв не смерть не голос в твоей голове это шуршанье листьев и плеск воды это по невидимой лестнице поднимается человек растворяется словно дым 25.07.2022
ГЕРМАН ЛУКОМНИКОВ увидел два чёрных яблока на балконе и испугался неужели это я Катины не доел забыл про них и они испортились почернели а оказалось это отражение гантелей они не на балконе а в комнате просто вечером отражаются в стекле балконной двери они впрочем тоже вопиют о невостребованности я не брал их в руки год или больше хорошо что они не портятся а бельё у меня на этот раз висело на балконе неделю лень было снимать вообще я устал и совершенно невменяем но пылесос я купил хороший зверь-машина лучше пылесоса не было и нет будет пыль сосать он до старости лет до чьей старости до своей наверно потому что моя вот она уже наступила _____ ноябрь 2022